Просмотров объявлений на 1.KZ в месяц: 610 240

Нет аккаунта? Регистрация на 1.KZ

Знаменитые автомобили Второй мировой: наши, немцы и ленд-лиз

Теги по Журналу

Поиск по журналу:

Лента Журнала

09 мая 2015, 20:39

80489

Самое важное Галереи

СССР: автомобилей много, но неприспособленных, и потери слишком велики

Благодаря индустриализации к моменту начала Второй мировой Советский Союз производил больше военной техники, чем другие страны мира, и к 1941 году количество советских военных автомобилей превышало 270 тысяч. Дополнительно в течение первого года войны было мобилизовано еще около 160 тысяч машин из народного хозяйства.

Однако уже за первый военный год было уничтожено около 160 тысяч единиц советской техники. Пополнять военный автопарк достаточным количеством автомобилей не получалось: в то время как завод ГАЗ подвергался регулярным бомбежкам, завод ЗИС вначале войны было решено эвакуировать на Урал, рассредоточив его цеха в Челябинске, Ульяновске, Троицке и Шадринске. Естественно, процесс эвакуации занял драгоценное время, на протяжение которого ЗИС не мог снабжать армию достаточным количеством техники. В поддержку заводам ГАЗ и ЗИС в 1941 году началось строительство еще одного завода в городе Миасс Челябинской области. Уже к середине войны новый завод начал производить моторы, а позже и грузовики для советской армии.

Кроме потерь, второй главнейшей проблемой советского военного автопарка была неприспособленность наших машин к военным действиям. Основными нашими грузовиками Второй мировой стали «полуторка» ГАЗ-АА и 3-тонный ЗИС-5. Не имевшие полного привода грузовики вязли в грязи, откуда солдаты в буквальном смысле слова выносили их на руках. В отличие от немецких, наши автомобили не были защищены броней, и защитить солдат от пуль не могли. Единственным советским бронеавтомобилем во время Второй мировой войны стал БА-64, разработанный к декабрю 1941 года после изучения советскими инженерами трофейной немецкой бронетехники.

01-ba-64

По количеству мотоциклов наши войска также серьезно проигрывали немецким: в то время как до войны в СССР выпускалось в год около 5 тысяч мотоциклов, в Германии их количество приближалось к 200 тыс.

02-sovetskie-mototsiklyi
Советские мотоциклы

Хотя  в основном советские мотоциклы использовались в качестве транспорта для посыльных, мотоциклетные полки также у нас имелись, и к середине войны их количество возросло благодаря наличию большого количества трофейных мотоциклов. 

03-nemetskie-mototsiklyi
Немецкие мотоциклы 

Германия: сильнейший автопарк, но наши дороги не для него

В начале войны немецкая армия была укомплектована военной техникой под завязку, и неудивительно: на вермахт работали все немецкие автомобильные заводы плюс предприятия оккупированных стран – Австрии, Венгрии, Италии, Франции, Бельгии, Польши и Чехословакии. В 1941 году в распоряжении немецкой армии было около 500 тысяч грузовиков и столько же тяжелых мотоциклов, предназначенных для военных действий.

Также весомым плюсом для немцев было оснащение их армии бронетранспортерами, обеспечивавшими их солдатам серьезную защиту, и полноприводными автомобилями, гораздо лучше приспособленными к бездорожью, чем наши ГАЗ и ЗИС. С технической точки зрения они также на порядок превосходили наши.

Но, несмотря на великолепные результаты тестов и эксплуатации немецких автомобилей не только на дорогах Европы, но и в песках Африки, грязь, дороги и снега наших земель оказались им «не по колесам»: дорогие немецкие авто все чаще ломались и требовали качественного ремонта и техобслуживания, которое немецкие механики не могли обеспечить в полевых военных условиях.

Германское правительство обязало немецкие автомобильные концерны разработать военный транспорт со взаимозаменяемыми основными узлами – и знаменитые Daimler-Benz, BMW, Opel, Ford, Horch и Hanomag приступили к конструированию и выпуску военных автомобилей, более выносливых, чем первые, попавшие на советскую землю.

04-volkswagen-type-82
Volkswagen Type 82 

Согласно официальной статистике, за период Второй мировой войны немецкие производители выпустили почти 690 тысяч различных автомобилей для военных нужд, большую часть которых составляли грузовые модели (около 430 тысяч). Для сравнения, советскими автозаводами за годы войны было произведено 205 тысяч автомашин.

05-opel-blitz-
Opel Blitz 

Все же, при явном количественном и качественном превосходстве в начале войны, к концу войны немецкий автопарк заметно поредел: большое количество их машин было уничтожено и конфисковано в качестве трофеев нашими и союзными войсками. Кроме того, с течением войны оккупированные Германией страны освобождались и прекращали поставлять машины немцам, а часть немецких заводов перешла под контроль советских либо союзнических войск. 

Ленд-лиз: основательный вклад в победу

Учитывая описанное состояние советского автопарка, нашим войскам пришлось бы совсем несладко, не подоспей вовремя автомобили, полученные из Америки в рамках ленд-лиза – государственной программы, принятой Конгрессом США 11 марта 1941 года.

Согласно этой программе, Штаты поставляли своим союзникам во Второй мировой войне технику, боеприпасы, стратегическое сырье ( в том числе, нефтепродукты) и продовольствие. Осуществлялись эти поставки не безвозмездно, а при соблюдении таких условий: уничтоженная во время военных действий техника оплате не подлежит, а пригодная к использованию должна быть возвращена или оплачена полностью или частично на условиях согласованного с США кредитования.

06-dodge-wc-51
Dodge WC 

На таких условиях Советский Союз получил за годы войны около 430 тысяч американских автомобилей и запчасти, достаточные для сборки еще нескольких тысяч машин. Мощные американские внедорожники стали основным легким транспортом советских войск и весомым подспорьем, помогавшим одерживать многочисленные победы. К концу войны в распоряжении Красной Армии было всего около 660 тысяч автомобилей, из которых отечественные составляли 58,1%, автомобили, полученные по ленд-лизу, - 32,8%, трофейные – 9,1%.

07-bentam 

Куда делись американские автомобили после войны?

Любопытна, хотя в то же время и печальна судьба американских автомобилей, воевавших во Второй мировой, после окончания войны. Согласно условиям ленд-лиза, уцелевшие экземпляры было необходимо вернуть в США. Чтобы предоставить союзникам исправные машины, советская сторона произвела их капитальный ремонт. Изношенные запчасти были заменены на новые, технические жидкости залиты свежие, автомобили подкрашены – в общем, американская комиссия, принимавшая их, была удовлетворена.

Автомобили были погружены на корабли и отправлены в Америку, однако, по свидетельствам очевидцев, в пункт назначения они так и не прибыли. В ближайших к СССР портах их прессовали, превращая в компактные брикеты лома: США не было нужно столько старых машин. Груды металлолома снова погружались на корабли, только доставлять их в Америку для утилизации было бы слишком дорого – и их попросту затопили в океане.

Сразу же после этого начались советско-американские переговоры с целью согласования суммы, которую советская сторона должна выплатить американской в качестве компенсации за уцелевшую технику: американцы хотели 800 миллионов долларов, СССР соглашались выплатить только 300 миллионов. Переговоры длились почти 30 лет!

08-gorbachev-i-bush 

Только в 1972 году сторонам, наконец, удалось прийти к соглашению, согласно которому советская сторона должна была выплатить до 2001 года 722 миллиона долларов. Заплатив в течение следующего года 48 миллионов, СССР выплаты прекратили ввиду дискриминационной политики торговли США с СССР. В 1990 году ситуация изменилась, и Горбачев с Бушем вновь сели за стол переговоров, выведя новую цифру и новый срок – 674 миллиона долларов до 2030 года. Впоследствии этот долг перешел к России, взявшей на себя обязательство выплатить все долги СССР в обмен на отказ других республик от доли в активах СССР.

Самые знаменитые автомобили Второй мировой

Легендарная «полуторка»

Свое знаменитое прозвище этот автомобиль получил благодаря грузоподъемности в полторы тонны. ГАЗ-АА (именно так в действительности назывался этот грузовик) не был советской разработкой: в 1932 году Горьковский автомобильный завод выпустил его как лицензионную копию американского Ford-AA образца 1930 года.

10-ford-aa-1930
Ford AA 

В 1938 году ГАЗ-АА был усовершенствован, получив 50-сильный мотор вместо двигателя в 40 л.с. Модифицированная версия получила название ГАЗ-ММ – и именно эта модель прошла всю войну. Популярности автомобиля способствовало несколько причин: кроме широкого распространения, это была максимальная простота конструкции – с машиной мог справиться даже неопытный водитель. Кроме того, «полуторка» была очень неприхотлива – могла ехать и на бензине, и на керосине, что в военных условиях делало ее гораздо более универсальной, чем капризные немецкие авто.

12-gaz-mm-1941 

В целях экономии в военные годы ГАЗ-ММ выпускали с тентом вместо кабины, прикрепленном к деревянному каркасу, и всего одной фарой, но даже в таком виде «полуторки» оставались выносливыми «боевыми лошадками» для перевозки солдат, припасов и снарядов. И, кстати, именно полуторки связывали Ленинград с большой землей во время блокады, провозя туда продукты под лавиной обстрелов.

Знаменитый Захар Иванович

На самом деле, имя этого советского военного автомобиля-героя -  ЗИС-6, а «Захаром» и «Захаром Ивановичем» его уже любовно прозвали бойцы. Знаменитость ЗИС-6 приобрел, став первым автомобилем, который стал носителем ракетной установки «Катюша» (имевшей вообще-то официальное название БМ-13). Легенда гласит, что название «Катюша» установка получила сразу после первого боевого крещения 14 июля 1941 года. Нанеся сокрушительный удар по захваченному немцами городу Рудня, БМ-13, установленная на ЗИС-6, уничтожила массу немецкой военной техники. Как только залпы утихли, какой-то солдат, расчувствовавшись, запел вдруг популярную тогда песню «Катюша». С тех пор скучную аббревиатуру, данную ракетной установке на заводе, заменило нежное и теперь единственно знакомое всем название «Катюша».

13-zis-6 

Четырехтонный ЗИС-6 был создан на базе трехтонного ЗИС-5, с которым солдаты соприкасались чаще, чем с его собратом-тяжеловесом, так что «Захаром» чаще был именно он. Создан ЗИС-5 был на базе двухосного грузовика АМО-3, сконструированного советскими мастерами после освоения сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA.

Военная версия ЗИС-5 весьма отличалась от оригинальной: внешняя обшивка кабины была выполнена из досок вместо металла, рулевое колесо было тоже деревянным, левая фара и бампер отсутствовали, а кабину держали вместе 120 кг гвоздей! Как бы ни было странно представлять такой автомобиль в движении, он намотал солидные тысячи километров по военным дорогам, став вместе с «полуторкой» самыми популярными советскими военными машинами и, кстати, тоже перевозя по Дороге жизни хлеб в блокадный Ленинград.

14-zis-5 

 

Studebaker US6 – любимый американский автомобиль советских солдат

Этот первый в мире грузовик с тремя ведущими мостами стал самой распространенной моделью среди тех, которые были поставлены Америкой в СССР в рамках программы ленд-лиза: из 430 тысяч экземпляров общего количества американских автомобилей, предоставленных СССР, около 200 тысяч составляли «Студебекеры», как их называли наши воины.

16-studebaker-us6- 

Огромный плюс этих автомобилей был как в высокой грузоподъемности (на две тонны больше, чем наша знаменитая трехтонка ЗИС-5), так и в повышенной проходимости: «Студебекер» мог легко преодолеть неглубокую речку вброд, так как все его жизненно необходимые детали были расположены столь высоко, что вода им была не страшна. «Студебекер» стал вторым после ЗИС-6 автомобилем, на который устанавливались «Катюши». Впрочем, с таким же успехом его использовали как тягач для пушек, самосвал и даже подъемный кран!

17-studebaker-us6-s-katyushey 

Willys MB и Ford GPW – первые джипы Второй мировой

Когда в 1940 году армия США пригласила американских автопроизводителей принять участие в конкурсе по разработке легкого командирского разведывательного автомобиля, сроки были установлены настолько жесткими, что в состязании приняли участие только две компании – Willis-Overland Motors и American Bantam. Последняя компания первой показала свой прототип, Willis-Overland Motors же заявили, что им нужно еще 75 дней на доработку своего концепта. Имея всю информацию о конкуренте, Willis-Overland Motors во многом скопировали внешний облик разработанного ими внедорожника, однако компания American Bantam к тому моменту прекратила свое существование, так что претензии предъявлять было некому.

18-willys-ma 

Самое интересное, что конкурс выиграла компания Ford Motor, подключившаяся к нему позже со своим концептом «Пигмей». В итоге после выпуска компанией Willis-Overland Motors первой партии внедорожников Willys MA было принято решение начать широкое производство их доработанной версии Willys MВ как компанией Willis-Overland Motors, так и компанией Ford Motor, которая дала модели собственное название – Ford GPW. По одной из версий, именно автомобили Ford GPW и подарили миру слово «джип»: их начали так называть, сокращая аббревиатуру, а затем это название перешло ко всем внедорожникам.

19-willys-mb 

Поступившие в СССР Willys MВ и Ford GPW благодаря своей повышенной проходимости получили самое широкое использование во время военных действий: на них проводили разведку, использовали для транспортировки командного состава, как тягачи пушек и в качестве машин медицинской помощи. Существовала даже модификация со специальными колесами для передвижения по рельсам.

Комментарии (0):
Добавить комментарийкак зарегистрированный пользователь 1.KZ
Похожие статьи:

Японская компания Nissan Motor Company официально рассекретила обновлённое спортивное купе  Nissan GT-R 2017 модельного года . Популярный автомобиль получил изменения дизайна, улучшенный интерьер и доработанный двигатель,...

Читать дальше

24 марта 2016, 17:00

36953

0

Галереи

Премиальная японская компания  Acura  представила на Нью-Йоркском автосалоне обновлённый кроссовер  MDX 2017 модельного года . Автомобиль изменился внешне и впервые в истории получил гибридную модификацию, ...

Читать дальше

24 марта 2016, 16:00

37453

0

Галереи