Просмотров объявлений на 1.KZ в месяц: 613 414

Нет аккаунта? Регистрация на 1.KZ

Пару военных идей в наших авто

Теги по Журналу

Поиск по журналу:

Лента Журнала

02 июля 2015, 10:26

73083

Самое важное Галереи

Первые попытки заменить неудобные бумажные карты чем-то более компактным и приемлемым для использования за рулем были предприняты почти 100 лет назад в Великобритании, где в 1929 году было создано устройство, которое можно считать дедушкой современного навигатора. Выглядело оно как наручные часы, на руку и надевалось. К этой штуке, получившей название Plus Fours Routefinder, прилагалась коробочка с набором бумажных карт. Выбрав необходимую и установив ее внутрь, надо было вручную вращать деревянные рукоятки «часов», двигая таким образом карту. Конечно, от дороги такие манипуляции здорово отвлекали, но, по крайней мере, вопрос компактности был решен.

01-mehanicheskiy-navigator. 

Через 10 лет, в 1930-м, технологии продвинулись вперед, и ручной навигатор уступил место механическому. Этот прибор под названием Iter-Auto устанавливался уже в автомобиль и имел тросик, принцип действия которого был аналогичен тому, по которому работают современные механические спидометры. Это позволяло прокручивать карты на экранчике прибора механическим путем, без помощи человека. Правда, не обошлось без нюансов: во-первых, скорость прокручивания карты была прямо пропорциональна скорости движения автомобиля, так что заранее просмотреть маршрут возможности не предусматривалось. А, во-вторых, на каждом повороте приходилось останавливаться, менять карту в навигаторе, находить свое текущее местоположение и стартовать, двигаясь с постоянной скоростью – только так картой можно было пользоваться.

02-povorachivaesh-smeni-kartu. 

Когда в 1947 году первый искусственный спутник Земли был выведен на орбиту советскими учеными, а их американские коллеги во главе с исследователем Ричардом Киршнером обнаружили зависимость частоты радиосигналов, которые излучал спутник, от параметров его движения и координат, они и подумать не могли, что их открытие ляжет в основу третьего поколения автомобильных навигаторов. После десяти лет исследований и разработок Киршнер и компания запустили под эгидой государства проект TRANSIT, ставший первым аналогом современных GPS-систем.

TRANSIT был еще далек от совершенства: определяя координаты перемещающихся по земной поверхности предметов, он допускал погрешности до 100 метров, да и в реальном времени выдавать результаты не мог. Однако идея была столь интересна и перспективна, что ею заинтересовался Пентагон и инициировал новые разработки в этом направлении, результатом которых стала система спутниковой навигации NAVSTAR. GPS (Global Positioning System) она начала называться позже и исключительно в военном контексте: технология под таким именем была призвана определять точное местоположение объектов на суше, на море и в космосе в интересах американской армии. Интересы эти были весьма небезобидные – возможность определять точные координаты для наведения военных ракет на неподвижные и даже движущиеся объекты как на Земле, так и в воздухе. С 1974-го по 1993-й год на орбиту было выведено 24 спутника, позволивших охватить всю земную поверхность – и система глобального позиционирования стала готова к действию в любой точке земного шара.

04-korobochka-s-kartami. 

Кстати, военные, для которых была разработана данная система, были далеко не в восторге, когда еще в 1978 году получили ее на вооружение. Привыкнув к другим технологиям вычисления местоположения объектов, они не хотели проводить масштабную переподготовку войск и продолжали пользоваться старыми методами, ссылаясь на дороговизну новой GPS-технологии. Масла в огонь подлила случившаяся в 1983 году катастрофа «Боинга 747», летевшего из Южной Кореи с 269 пассажирами на борту и сбитого советским истребителем, отклонившись от курса в сторону Татарского залива и вторгшись таким образом в воздушное пространство СССР. Ирония состоит в том, что тот самолет был как раз оснащен GPS-системой.

03-plus-fours-routefinder._01. 

С целью погасить волну негатива, обрушившегося после этого на спутниковую систему определения координат, тогдашний президент США Рональд Рейган был вынужден рассекретить технологию и разрешить ее использование в гражданских целях. Чтобы исключить возможность применения GPS в военных интересах кем-либо еще, кроме ВВС США, точность системы была уменьшена при помощи соответствующего алгоритма.

Через 2 года после катастрофы корейского самолета, в 1985-м, следуя директиве Рейгана, правительство США заключило договора с рядом частных компаний на предмет разработки воздушных, корабельных и портативных GPS-приемников. Всего 4 года понадобилось компании Magellan Navigation, чтобы разработать первый в мире коммерческий портативный навигатор  Magellan NAV1000. После его революционной премьеры в 1989 году, в 1997-м компания выпустила еще одну яркую новинку – первый в мире КПК со спутниковой навигацией GCS100.

05-ruchnoy-navigator. 

Но настоящая волна распространения GPS захлестнула мир в 2001-м. Дело в том, что 1 мая 2000 года, в полночь, по приказу тогдашнего президента Америки Билла Клинтона намеренное ухудшение сигнала спутника для гражданских целей (Selective Availability) было отключено – и точность гражданских систем GPS возросла со 100 до 20 метров. И хотя вслед за этим была произведена масса устройств, использующих сигнал спутника для определения координат, необходимого в самых разных областях человеческой деятельности, наибольшее распространение и популярность эта технология обрела среди автомобилистов. И сегодня система GPS, которую по-прежнему контролирует Министерство обороны США, в сознании большинства людей ассоциируется исключительно с автомобилями и уж точно не с ракетами и войной. 

Канистра для топлива – туз в рукаве немецких солдат

Почти до середины 20-го века первые счастливые обладатели автомобилей беспокоились о чем угодно, только не о том, как ехать долго, не заботясь о топливе – недорогого бензина тогда было еще предостаточно, расстояния автопутешествий обычно километражом не впечатляли, и водитель зачастую мог спокойно доехать до следующей заправки и пополнить бак при необходимости. Потребность в некоей таре для перевозки дополнительного запаса топлива первыми осознали военные: в местах военных действий с заправками обычно негусто, а остановившаяся машина на войне означает фатальное поражение. Так появились первые канистры для топлива – параллелепипеды с плоскими стенками, которые были сварены между собой по углам. Эти углы доставляли массу неудобств – при переноске «цепляли» все на своем пути и отчаянно протекали. Ручки первых канистр также не радовали: эти проволочные петли или изогнутые полосы металла резали руки солдатам, сводя на нет одно-единственное преимущество тогдашних канистр – продление времени движения авто без заезда на заправку.

07-vyishtampoka-zaschita-ot-peregreva. 

В 1936 году немецкая армия объявила конкурс на создание удобной альтернативы громоздким канистрам-параллелепипедам – и вскоре безоговорочную победу в нем одержал главный инженер компании «Мюллер». Разработанная им «посудина» с символическим названием Wehrmachtkanister была рассчитана на 20 литров бензина, форму имела сплющенную, две ее половинки соединял всего один шов, а две неудобные ручки по бокам первых канистр уступили в этом образце место трем ручкам сверху, что позволяло переносить 4 пустые канистры одновременно. Новые канистры, к тому же, не цеплялись за окружающие предметы. А настоящим ноу-хау новинки стала выштамповка на боковых сторонах, служившая не только для повышения жесткости канистры, но и для защиты ее содержимого от перегрева (такая выштамповка срабатывала как радиатор).

Немецкие военные быстро оценили все прелести новинки – и уже в 1939 году изобретенная канистра стала основной тарой Вермахта. Сегодня сложно представить, но во время Второй мировой именно немецкая канистра превратилась в объект вожделения и цель охоты большинства европейских солдат. Америка тоже не осталась в стороне от всеобщего увлечения, с радостью сменив в начале 40-х свои громоздкие неудобные 45-литровые контейнеры на бензина на компактные и функциональные 20-литровки.

06-udobnaya-novaya-kanistra 

Что самое интересное – сегодня, почти через век, мы снова решили вернуться к условиям начала прошлого столетия и обходиться без канистр в автомобиле. Правда, причина нынче не в отсутствии изобретательных людей, а в осознании многими опасности путешествий с дополнительными 20 литрами топлива. Как бы там ни было, альтернативы, более удобной, чем обычная канистра, по-прежнему так никто и не изобрел.

Список изобретений, сделанных военными и перекочевавших в наши автомобили, включает целый ряд отличных удачных примеров, таких как, например Heads Up дисплеи (бывшее секретное оружие пилотов военных вертолетов), синтетические моторные масла и даже шоссе, созданные изначально, чтобы связать в единую сеть все военные базы американцев. Правда, о причине появления всех этих изобретений, облегчающих водителям жизнь, все давно и успешно забыли, записав технику в чисто автомобильную. Но мы-то с Вами знаем, с чего все начиналось!

Комментарии (0):
Добавить комментарийкак зарегистрированный пользователь 1.KZ
Похожие статьи:

Японская компания Nissan Motor Company официально рассекретила обновлённое спортивное купе  Nissan GT-R 2017 модельного года . Популярный автомобиль получил изменения дизайна, улучшенный интерьер и доработанный двигатель,...

Читать дальше

24 марта 2016, 17:00

37246

0

Галереи

Премиальная японская компания  Acura  представила на Нью-Йоркском автосалоне обновлённый кроссовер  MDX 2017 модельного года . Автомобиль изменился внешне и впервые в истории получил гибридную модификацию, ...

Читать дальше

24 марта 2016, 16:00

37738

0

Галереи