Просмотров объявлений на 1.KZ в месяц: 604 536

Нет аккаунта? Регистрация на 1.KZ

История самых громких автомобильных крахов

Теги по Журналу

Поиск по журналу:

Лента Журнала

22 марта 2015, 13:07

86646

Самое важное Галереи

У многих крупнейших автоконцернов есть модели, о которых они хотели бы забыть: их отзывали, дорабатывали, снимали с производства. При этом бренды продолжают успешно существовать и поныне, презентуя новые, успешные модели. Однако некоторые автомобильные компании вложили все, что имели, в свою первую модель, поставили на нее все – и проиграли. Почему? У каждой компании своя история, давайте рассмотрим несколько самых захватывающих.

Bricklin: когда реальность противоположна обещаниям

История автомобильного бренда Bricklin, просуществовавшего всего 2 года (с 1974-го по 1976-й) по количеству неожиданных сюрпризов и крутых поворотов очень напоминает биографию его владельца, Малькольма Бриклина. Прежде чем заняться выпуском собственных автомобилей, он несколько раз становился то миллионером, то банкротом. Благодаря отцу, владевшему сетью успешных магазинов Handyman по продаже стройматериалов и оборудования для дома, уже в юные годы на счету парня были цифры с шестью нулями.

02-bricklin-sv-1 

Бросив в 19 лет университет, Малькольм взял на себя управление бизнесом отошедшего от дел отца. Его интерес к строительству исчерпался через 7 лет, и в 26-ть Бриклин переключился на поставки в Америку мотороллеров – вначале итальянских моделей Lambretta, а затем японских мотороллеров Fuji Rabbit концерна Fuji Heavy Industries, выпускавшего, кроме них, и автомобили Subaru 360.

Предприимчивый Бриклин тут же заключил с японцами договор на поставку автомобилей Subaru в США и стал их дистрибьютором, основав компанию Subaru of America, которая, кстати, процветает и по сей день, правда, владеет ею уже давно не Бриклин: всего через пару лет после основания, он продал контрольный пакет акций компании, чтобы получить средства на воплощение своей новой бизнес-идеи – выпуска собственного автомобиля.

Бриклин тут же придумал, чем должен выделяться его автомобиль: он будет самым безопасным. Так модель и была названа – Bricklin SV-1 (индекс расшифровывался как «Safety Vehicle», то есть «безопасное транспортное средство»). Проблема в том, что  Бриклин был блестящим бизнесменом, но никак не инженером. После ряда проб и смены нескольких разработчиков деньги кончились, однако на помощь неожиданно пришло канадское правительство, профинансировав производство автомобилей при условии, что завод будет базироваться в Канаде.

Так в 1974 году наконец состоялась премьера Bricklin SV-1: полуспортивного двухместного купе, очень похожего на Chevrolet Corvette, но с оригинальными поднимающимися вверх дверьми типа «крыло чайки». С этих дверей и начались все беды. Во-первых, открывались они очень долго, целых 10 секунд.

03-bricklin-sv-1-s-otkryityimi-dvermi_01 

Во-вторых, электрогидравлический механизм, управлявший дверьми, работал только при полностью заряженном аккумуляторе, но батарея катастрофически быстро разряжалась, особенно в жару, - и двери авто просто было невозможно открыть (особенно неприятно было, если водитель в это время находился внутри машины).

Заменив электронику на пневматику, эти проблемы удалось побороть, и время открывания дверей сократилось до 2 секунд, но популярности Bricklin SV-1 это не прибавило, ведь с кузовом у автомобиля тоже была беда: в знойное время его поверхность коробилась, а если на ней появлялись царапины, удалить их было просто невозможно.

Окончательно усугубил ситуацию мотор: двигатель American Motors V8 мощностью 229 л.с. с 4-ступенчатой АКПП Chrysler , которым были снабжены первые модели Bricklin SV-1, уже через пару месяцев был заменен на более слабый Ford V8 мощностью всего 175 л.с., с 3-ступенчатой АКПП Ford. Ясное дело, такие перемены также не пришлись по вкусу потенциальным владельцам, и уже в 1976 году, выпустив всего 2897 автомобилей и получив 20 миллионов долларов долгов, Малькольм Бриклин был вынужден закрыть производство.

Однако нашлись и те, кто стал верным фанатом Bricklin SV-1: несколько инициативных обладателей этого редкого автомобиля в 1976 году открыли международный клуб владельцев Bricklin, который существует и сегодня. Войти в клуб может любой, кто хочет погрузиться в мир  Bricklin, быть владельцем такого авто для этого не обязательно. Члены клуба каждый квартал выпускают журнал, общаются в форуме на сайте и даже встречаются дважды в год.

04-jurnal-briklin-kluba 
В журнале The Bricxline вот уже 40 лет обсуждаются особенности SV-1 - и находят же авторы темы! 

Кстати, если вы думаете, что после такой неудачи Малькольм Бриклин сник и вернулся к строительству, ошибаетесь: неутомимый бизнесмен тут же занялся ввозом итальянских и югославских автомобилей в США, в чем быстро преуспел и заработал новое состояние. А в 2010-м он даже планировал начать выпуск люксовых гибридов под своим именем, правда, не нашел инвесторов, готовых вложить деньги в такое рискованное предприятие.

DeLorean: горе от ума

Через 5 лет после неудачи Bricklin на автомобильном рынке появилась компания DeLorean Motor Company, которой также было суждено просуществовать 2 года и выпустить всего одну модель DeLorean DMC-12 – спортивную, двухместную, с такими же, как у Bricklin, дверьми типа «крыло чайки». На этом сходство двух брендов заканчивается: у DeLorean совсем другая история – вначале сказочная, потом детективная.

05-djon-delorean
Джон ДеЛореан – самый знаменитый своими взлетами и падениями представитель автомобильного бизнеса 

Основатель компании, Джон ДеЛореан, рос в бедной семье румынских эмигрантов и с детства усвоил: чтобы пробиться, нужно учиться, чем успешно и занимался. Блестяще закончив университет, ДеЛореан вначале устроился инженером-технологом на завод Chrysler, затем возглавил конструкторский отдел компании Packard, где разработал автоматическую коробку передач Twin Ultramatic, однако вскоре ушел по принципиальным соображениям: руководство компании в целях экономии решило выпускать более дешевые автомобили, с чем молодой и амбициозный ДеЛореан был не согласен.

06-packard-caribbean Первый авторский проект ДеЛореана - Packard Caribbean – стал настолько популярным, что достиг по уровню продаж Cadillac и Lincoln.

Без работы талантливый инженер не сидел: его тут же пригласили в General Motors, предложив на выбор пять департаментов, из которых Джон остановился на Pontiac. Придумав и запатентовав около 200 инновационных разработок, среди которых были резиновый бампер и поворотный сигнал, уже через 6 лет ДеЛореан стал главным инженером, а через 4 года – президентом Pontiac.

07-pontiac-gto
В 1964 году под руководством ДеЛореана был создан Pontiac GTO, считающийся первым американским «крутым автомобилем» - muscle car

На этом его карьера только начала набирать обороты: получив повышение в виде перевода в подразделение флагманского бренда General Motors - Chevrolet, ДеЛореан и на этой должности задержался недолго, так как вскоре стал вице-президентом General Motors по производству грузовых и легковых автомобилей. А вот здесь успешная карьера Джона дала трещину: побыв всего год вице-президентом, он подал в отставку. Говорят, основная причина была в богемном образе жизни ДеЛореана: дорогие машины вовсе не корпоративных брендов, половина Голливуда в друзьях, многочисленные актрисы и модели в любовницах… Консервативные владельцы GM хоть и закрывали на это глаза, пока он создавал им успешные автомобили, президентом компании делать его явно не собирались. ДеЛореан обиделся, хлопнул дверью и выпустил книгу «General Motors в истинном свете» с подробным рассказом о маркетинговых ходах, подковерных играх и других секретах компании. Книга сразу стала бестселлером и принесла автору полтора миллиона долларов, однако позже именно она и стала причиной его краха.

08-kniga-deloreana 

ДеЛореан тем временем создал собственную компанию DeLorean Motor Company и начал разрабатывать автомобиль, который должен был стать «убийцей» флагманской спортивной модели General Motors - Chevrolet Corvette. Придумать, как должна выглядеть его первая самостоятельная модель, ДеЛореан доверил знаменитому итальянскому автомобильному дизайнеру Джорджетто Джуджаро. Кузов, состоящий из 304 панелей из нержавеющей стали, закрепленных на углепластиковом каркасе, в сочетании с оригинальными дверьми в стиле крыла чайки и колесами разного размера (задние были больше передних) создали действительно неповторимый футуристический дизайн, который произвел фурор на автомобильных выставках, где в 1976 году ДеЛореан представил свой концепт.

09-djordjetto-djudjaro Джорджетто Джуджаро, разработавший дизайн DeLorean DMC-12, был назван в 1999-м году автомобильным дизайнером века. 

Оригинальность дизайна плюс скандальная слава суперталантливого создателя сделали свое дело: он получил четыре тысячи оплаченных заказов. Оставалось только произвести автомобиль, и для этого ДеЛореан построил завод в Ирландии. Учитывая бушевавший там кризис, местные жители с радостью принялись за работу, но отсутствие у них необходимой квалификации негативно сказывалось на качестве сборки, в связи с чем уйма времени и денег уходила на переделку бракованных моделей.

Кроме того, как раз в это время в Америке, которую ДеЛореан рассматривал как основной рынок сбыта, ввели ограничение на выхлоп, и ему в спешном порядке пришлось менять запланированный мощный роторный двигатель от Mazda Savanna, который должен был разогнать авто до 100 км\ч всего за 6 секунд, на гораздо более скромный V6 от Renault, которого спорткару явно не хватало: он еле набирал 100 км\ч за 10 секунд.

А тут еще и нефтяной кризис подлил масла в огонь: у ДеЛореана деньги кончились, а потенциальным инвесторам стало совсем не до него. В итоге большинство футуристических разработок так и осталось на бумаге, а выпущенный в 1981 году DeLorean DMC-12 не только не составил конкуренции Chevrolet Corvette, но даже и близко не достиг запланированного уровня продаж.

Тут начинается детективная часть истории (по слухам, это был ответ ДеЛореану героев выпущенной им книги). Отчаянно нуждавшемуся в деньгах ДеЛореану позвонил некий Джеймс Хоффман и предложил 2,5 миллиона долларов инвестиций то ли за то, что вхожий в богемные круги ДеЛореан сбудет там 25 килограммов кокаина, то ли за то, что он сделает свою фирму ширмой для отмывания денег, полученных от продажи наркотиков. В любом случае, ДеЛореан согласился – и его арестовали по обвинению в наркоторговле: Хоффман оказался агентом ФБР. За полтора года ДеЛореану удалось доказать свою невиновность, обвинения были сняты, но этот процесс окончательно убил его бизнес: банки не давали ему кредит, инвесторы не рассматривали его предложения, а потребители не особо рвались покупать не очень качественные недешевые авто, да еще и после такого скандала. В конце 1982 года фирма была закрыта.

11-gazeta-nevinoven 

Так бы все и забыли о неудачной попытке самоутверждения бывшего талантливого инженера, если бы не Роберт Земекис, снявший DeLorean DMC-12 в роли машины времени в своем знаменитом фильме «Назад в будущее».

10-delorean-dmc-12 Тот самый, теперь уже легендарный DeLorean DMC-12

Оставшиеся после закрытия компании 2 тысячи нераспроданных машин тут же разобрали, а армия фанатов ставшего культовым автомобиля стала так велика, что техасская компания DeLorean Motor Company купила права на бренд DMC и стала заниматься обслуживанием оригинальных моделей DeLorean DMC-12 и производством реплик, на 80% состоящих из оригинальных деталей (цена такого авто – около 60 тысяч долларов).

Tucker Torpedo: когда лучшее – враг хорошего

Еще одной жертвой, загубившей свое автомобильное счастье в неравной борьбе с корпорациями-гигантами, стал гениальный инженер Престон Томас Такер. В 30-е обожавший гонки Такер вместе со знаменитым конструктором Гарри Миллером разрабатывал для компании Ford спортивные автомобили, которые участвовали в знаменитых гонках в Индианаполисе. Во время войны инженер сконструировал вращающуюся бронированную пулеметную башню, которую военные взяли на вооружение, а вот предложенный им прототип боевой машины отвергли как слишком скоростной.

После войны, в середине 40-х, когда правительство снова разрешило автоконцернам выпускать легковые автомобили, они представили чуть усовершенствованные модели 30-х годов, а публике хотелось чего-то нового.

И Такер дал миру то, чего он хотел, наполнив представленный им автомобиль Tucker Torpedo всеми достижениями автопрома того времени плюс рядом своих уникальных разработок. Руль в нем планировалось сделать не слева, а в центре; фары автоматически включались, когда темнело, и впереди их было три: третья фара, находившаяся посередине, между двумя традиционными, направляла свет в сторону поворота; 6-цилиндровый вертолетный двигатель был установлен сзади, спасая водителя от серьезных травм при лобовом столкновении; также для защиты водителя автомобиль был оснащен ремнями безопасности (до этого ими пользовались только автогонщики).

13-tucker-torpedo-001 

Эти и еще целый ряд других замечательных инноваций сделали Tucker Torpedo популярным еще до его появления в продаже – и Большая детройтская тройка забила тревогу, так как Такер поломал их планы и предложил сразу в одном автомобиле то, что они хотели давать по чуть-чуть в каждой модели, обеспечив себе безбедное существование на пару десятков лет.

Против Такера было быстренько сфабриковано дело, согласно которому он обвинялся в подлоге, мошенничестве, незаконном присвоении 30 миллионов долларов, полученных им от правительственного Комитета по финансированию и реконструкции – всего обвинение содержало 31 пункт. 73 свидетеля дали показания против Такера, его завод закрыли, выпуск машин прекратился, а акции упали в цене. Когда изобретателю все же удалось доказать свою невиновность и выйти на свободу, от его компании уже ничего не осталось. Уехав в Бразилию, он попытался наладить там выпуск бюджетных спортивных авто, однако умер, не успев воплотить этот план.

51 экземпляр автомобилей Tucker Torpedo, которые успел выпустить Такер, сейчас являются коллекционными моделями и стоят около миллиона долларов каждая. Френсис Форд Коппола, купивший одно из этих авто, снял фильм об этой истории – «Такер: человек и его мечта», только главному герою уже не суждено было его увидеть.

Комментарии (0):
Добавить комментарийкак зарегистрированный пользователь 1.KZ
Похожие статьи:

Японская компания Nissan Motor Company официально рассекретила обновлённое спортивное купе  Nissan GT-R 2017 модельного года . Популярный автомобиль получил изменения дизайна, улучшенный интерьер и доработанный двигатель,...

Читать дальше

24 марта 2016, 17:00

36950

0

Галереи

Премиальная японская компания  Acura  представила на Нью-Йоркском автосалоне обновлённый кроссовер  MDX 2017 модельного года . Автомобиль изменился внешне и впервые в истории получил гибридную модификацию, ...

Читать дальше

24 марта 2016, 16:00

37450

0

Галереи